суббота, 7 сентября 2019 г.

Тернистый путь взрослого новичка.



Всем известно что стать профессиональным артистом балета, начав после 14 лет невозможно.  И дело здесь вовсе не в том что у взрослых какие-то физиологические проблемы, которые мешают развить растяжку и выворотность до приемлемых амплитуд. Успешный опыт некоторых моих знакомых показывает, что после пары лет индивидуальных занятий с грамотным тренером растяжка может стать не хуже чем у Волочковой. Но я немного забегаю вперед. Самое печальное состоит в том, что мы привыкли беззаговорочно верить в эту чушь, что взрослым в балете уже ничего не добиться, что даже не задумываемся о том, что может быть по другому и уж тем более не пытаемся "побороться" за свое балетное будущее. 

Первая и главная причина того что взрослые не танцуют классику и не становятся звездами балета состоит в том, что обучение в любительских балетных студиях - чистой воды профанация. Люди могут годами заниматься в них не добиваясь ничего. Большая часть "педагогов" работающих со взрослыми, даже имея за плечами диплом хореографического училища и танцевальный опыт в театре совершенно не умеют или не хотят работать по методике, по которой обучают в том же училище детей.



Нормальное обучение балету, которое в итоге приносит свои плоды - это комплексная системная работа состоящая из занятий ОФП, развитием данных на партерной гимнастике, постановкой корпуса и рук (простейший и медленный экзерсиз лицом к палке, пор де бра на середине), проработкой базовой техники (движения пассе, релеве, тандю, кудепье и т.д, на которых строятся более сложные движения и комбинации). Это базовая работа занимает по крайней мере первые четыре года. Первые два года учащиеся большую часть времени проводят на ковриках, занимаясь развитием данных: лежат в лягушках, тянуться на шпагаты, делают князевский станок. На третьем году обучения они уже начинают по тихоньку пробовать станок. Все комбинации простые и медленные, и своей целью имеют научить учеников правильно держаться у станка и держать руки в позициях. На втором году станок уже включает элементарные комбинации вроде четыре тандю крестом вторым темпом, с акцентом на вытягивание и держание ног. 

Чтобы не быть голословной проилюстрирую сказанное примерами. И в качестве такового приведу образцовый балетный коллектив Армида под руководством Марии Тимофеевой. Мария учит своих воспитанников по описанной выше программе хореографического училища. Далее три видео:


Это - экзамен за 2014 год. На момент съемок дети занимаются уже четыре года и делают самые простые вещи. Они даже движений никаких не делают. А вместо этого учатся стоять на полупальцах, держать ноги на полупальцах, делают плие лицом к палке. Проходит год и вот мы снова видим этих же детей:



Дети здесь занимаются уже пять лет, из которых два года были подготовительными и три года - непосредственно классикой. Здесь они уже делают простой экзерсиз у палки и на середине. Но все комбинации простейшие, движения на два счета с акцентом на удержание позы. Руки как таковые еще не задействованы. Как мы видим для пяти лет обучения это даже как-то скучно и примитивно. А когда же будем танцевать в спектаклях, учить вариации? Проходит еще год и вот происходит самое удивительное:

 

Я называю это "прорывом". Первые скучные пять лет базовой подготовки дают наконец-то свои всходы и дети начинают растанцовыватся.  Особенно рекомендую посмотреть это видео с тридцатой минуты, где девочки показывают пальцевую технику. Все различные сотеню и тур-пике на пуантах по кругу зала. Обратите внимание как ожили руки у детей, как четко и изящно они держат позы и сравните это с предыдущим видео.

Почему я взяла в качестве примера "Армиду", а не Вагановское училище? Потому что Армида - это любительский коллектив, он не вручает своим воспитанникам дипломы государственного образца и не присваивает квалификацию "Артист балета". Тем не менее это не мешает учащимся брать первые места на международных конкурсах вроде Yong America Grand Pri:



Это все те же дети из первых трех роликов. От неуклюжего стояния у палочки, до исполнения вариаций из классических балетов на сцене ведущих театров мира. Впечатляет, не правда ли?

А теперь внимание вопрос на миллион. Почему взрослые не могут так же? Мы что, какие-то уроды не доделанные? Среди взрослых любителей полным-полно людей с базовой подготовкой, отличными данными, растяжкой и возможностью заниматься пять дней в неделю. И немалая часть этих людей реально хотела бы танцевать и готова пожертвовать ради своей мечты всем - и временем и деньгами.

А причина кроется в том, что большая часть студий для взрослых работает по принципу "оказания услуг" и вместо реального обучения технике классического танца проводит имитацию балетного урока с целью создания соотвествующего антуража. Взрослых новичков, не имеющих необходимой подготовки ставят сразу же в пятую позицию на середине или предлагают сделать на первом году обучения комбинацию на полупальцах, рассчитанную на пятый год обучения. Зато просторные классы с большими зеркалами, зато купальники и юбочки, а где-то еще и пачку дадут примерить. Но при всем при этом эффективность таких занятий сравнима с рыбалкой в унитазе. Результатом же такого обучения становится пресловутая "корявость". Это когда любитель вроде бы умеет делать технически сложные вещи, но при этом выглядит как инвалид страдающий церебральным параличом. Корпус на позах перекручен, стопы косые, руки - две палки с граблями, голова смотрит в одну точку, лицо ничего не выражает, ноги выше 45 градусов не поднимается.  Любителей видно за версту.  Отдельного внимания заслуживают пируэты, по ним как по универсальному маркеру можно судить о подготовке учащегося в хореографии. Ни один любитель не может сделать их чисто - без подпрыжек, уходов с ноги, держанием точки взглядом, взятыми в первую позицию руками, правильно взятой ногой на пассе. Техника выполнения пируэтов требует, базовой подготовки, крепкой спины и сведенных лопаток, которые надо схватить и удерживать, умения правильно встать на высокий полупалец и вставить бедро, чувства правильной позы, что стоишь на ноге, плечи не перекосило, что не заваливаешься вперед или назад. Вообщем большая отдельная тема для разговора.



Мыло кто из взрослых решивших попробовать балет в позднем возрасте захочет провести первые пару лет на коврике, и еще три года делая детсадовские комбинации, просто наблюдая за которыми со стороны можно заснуть. Но без этой подготовительной работы, без закладывания этих основ развития не будет. За годы занятия классикой я поведала много печальных тому подтверждений. Одна моя знакомая, десять лет занимавшаяся классикой захотела выучить вариацию из Корсара. Ей не хватило ни техники, ни силы, ни координации, ни "танцевальности". Она просто не успевала по музыке. После десяти неудачных репетиции она сдалась и забросила занятия, напоследок закатив дикую истерику со слезами. Десять лет жизни потраченной на изучение балета оказались выброшены впустую. За это время она могла бы получить магистерский диплом, защитить кандидатскую, освоить новую профессию. Но она хотела заниматься именно балетом. И свято верила, что занимается правильно. Это пожалуй наиболее яркий пример. Чаще всего взрослые любители не видя никакого прогресса просто тихо бросают занятия еще в первые два месяца обучения. Или сознательно занимаются самообманом, свято веря, что проблема именно в возрасте, отсутствии данных, таланта, способностей и т.д. И мало кто из них задумывается о том кто и как их этой классике учит.

Я начала догадываться что "что-то не так" на третьем году обучения. На тот момент я занималась у трех преподавателей шесть-семь раз в неделю, суммарно 12 часов, что существенно выше нормы хореографического училища. Я думала что занимаясь много и часто я в конце концов начну танцевать, что у меня появится балетная форма и грация. Но этого упорно не происходило. Я снимала урок на камеру, смотрела видео и видела на нем гадкого утенка с не дотянутыми стопами, уродливыми руками, горбатой спиной, задранными плечами. И понять не могла, почему так происходит. Ведь я так выкладывалась на каждом уроке, так все тянула и держала. Так напрягалась и выкладывалась...



Разговоры с преподавателями тоже не давали никакого результата. Я собрала целую коллекцию "отговорок" преподавателей, которые не умеют работать со взрослыми по методике. Я бесчисленное число раз слышала одни и те же дежурные вскукарекивания про "детей которые занимаются с пяти лет". Про то что в училище дети занимаются по шесть раз в неделю. Особенно смешно было это слушать, имея за плечами практически училищный опыт в четыре года по пять-шесть занятий в неделю, включая индивидуалки и летние занятия. Про то что детей отбирают по данным, хотя перед этим мне же говорили что данные у меня хорошие. Здесь сошлось все: неумение или нежелание преподавателей учить по методике и лицемерное вранье с целью удержать взрослого ученика, чтобы он и дальше продолжал платить за занятия. Совершенно восхитила меня фраза одного из преподавателей что я "танцую хорошо для своего уровня". Только вот что это за "уровень"? Уровень новичка недавно открывшего для себя балет? Уровень параолимпийца, инвалида с ограниченными возможностями? Но никак не человека, который занимался классикой пять лет. Этот "уровень" не нужен никому, включая меня. Меня не приглашали танцевать в постановки школы и мне это говорило про мой "уровень" намного больше чем все льстивые посулы моих педагогов.

Мне "повезло" прозаниматься целый год в группе состоящей по большей части из девочек 15-16 лет, которые занимались классическим танцем с пятилетнего возраста. Мой же стаж на тот момент составлял чуть больше трех лет. Наша безумная преподавательница давала нам "артистический класс", подстраивая сложность урока как раз под этих девчонок. Кроме меня в нашей группе занималось еще несколько взрослых, но один за другим они прекратили посещать занятия в течении первых двух месяцев, пока я не осталась одна наедине со юными балеринами, которых в отличие от меня учили правильно. Все комбинации мы делали по восьмой, с позами, на полупальцах, мелкими связующими движениями (флик-фляк, па де буре, фуетте, сотеню на пол и полный оборот). Я делала этот класс стиснув зубы, я была упорной девушкой. В отличие от многих я не сдавалась. Периодически отчаяние захлестывало меня и после урока я пыталась поговорить с преподавательницей. Но ей почти всегда было некогда. Она отмахивалась от меня как от назойливой мухи и убегала домой.  

Год спустя я попала в другую группу где преподавала педагог, закончившая ГИТИС и в свое время бывшей лучшим преподавателем одного из ведущих хореографических училищ нашей страны (их всего четыре, попробуйте сами догадаться о каком речь). Как выяснилось она наблюдала за моими мучениями в прошлом году через камеру. Во всех залах школы, где я занималась были установлены камеры, картинка с которых выводилась на монитор в учительской. Работу моего прошлого педагога она раскритиковала в пух и прах, назвав это безумием и дилетантством. То что я худо бедно справлялась с нагрузкой она вообще считала чудом. Под руководством нового педагога я стала учить балет с самых азов, с первого класса, которого у меня до этого дня практически не было. Но об этом в следующем посте.

   

1 комментарий:

  1. Алина, здравствуйте! Случайно нашла Ваш пост (а может быть не случайно) и увидела ответы на свои вопросы: почему, занимаясь уже почти 8 лет, практически ежедневно, результат, достигнутый после первых 3-4 лет, не улучшается? Стала искать другого педагога. Кажется, нашла. И она мне показала, что я с упорством маньяка работаю не теми мышцами (хотя я то была уверена, что теми, ведь мой предыдущий педагог не обращал на это внимания), поэтому могу убиваться у станка сутками, а толку не будет. Скажите, пожалуйста, когда будет Ваша следующая статья и расскажете ли Вы у кого занимаетесь? Заранее спасибо! И огромное спасибо за Ваш блог! С уважением,
    Карина

    ОтветитьУдалить

Levita или балет который нам не нужен.

  Каюсь. Я ничего не писала в "Записках" уже три года. В какой-то момент я поняла, что моё графоманство не особенно кому-то и нужн...