Недавно, почитывая на досуге яндек.дзен, а конкретно блог "Всем балет", я неожиданно обнаружила на нем статью посвященную балету для взрослых. В этой статье авторша пытается ответить на вопрос, поставленный в заголовке статьи, что же такое "балет для взрослых": уловка маркетологов или достойная альтернатива фитнесу. Честно говоря, я была удивлена, что она решила затронуть подобную тему. "Балет для взрослых" - это нечто такое, что "профессиональные" балетоманы, эстеты и снобы привыкли не замечать, а если не получается - то хотя бы презрительно морщить нос "фу, самодеятельность". Я обычно не ожидаю от подобных пуристов, привыкших придираться к формам и длине ног прим столичных театров или меланхолично вздыхать о том, что "балет уже не тот, а вот раньше..." - если кто-то из этой публики вдруг решает написать про непрофессионалов в балете, то ничего хорошего я в этом случае не жду. Так что и в этот раз содержание поста не стало для меня каким то откровением свыше.
Как и во всем, о чем пишет в своих статейках безымянная авторша "Всем балет", во взрослом балете она разбирается весьма поверхностно. Процитирую один абзац:
Если со спортзалом все давно понятно, то с балетом для взрослых - не совсем. К чему эти попытки делать как бы балетные па, подражая педагогу (профессионалу, кстати), не исправляя ошибок, не добиваться многократным повторением идеального исполнения? Как правило, экзерсис для новичков ограничивается четырьмя первыми комбинациями у станка (plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe par terre), поскольку во время этих комбинаций нога устремлена в пол и не поднимается более чем на 45 градусов. Урок для взрослых длятся обычно чуть больше часа, поскольку неподготовленному человеку сложно справиться с тяжелой нагрузкой по 1,5 часа, которую спокойно выдерживают студенты балетных училищ.
Чушь от первого до последнего слова, написанная диванной дилетанткой. Я не знаю, где она нашла такую убогую балетную студию. Видимо посмотрела рекламу "боди-балета" в каком-нибудь фитнесс центре, и теперь на основании своих "экспертных знаний" делает выводы обо всех любителях.
Там где занималась в первое время я, мы выполняли полный станок, включая гранд-батман по семь крестом с позами на эпольман. И ноги что у меня, что у других учащихся вполне себе поднимались выше 45 градусов. И выше 90 тоже. Тем более что в расписание у нас входила партерная гимнастика и растяжка, на которой мы разрабатывали данные, выворотность и шаг. Я прекрасно справлялась с нагрузкой и в полтора и в два часа, ничуть не хуже "студентов балетных училищ". Взрослые люди - не беспомощные инвалиды, как некоторым хочется думать. А с какого перепугу авторша решила что в уроках для любителей нет многократного повторения? Я прекрасно помню как Татьяна Владимировна, заставляла нас по три раза переделывать одну и туже комбинацию, если мы делали её с ошибкой. Все объясняла, исправляла и показывала, и стопы вправляла, и где какой мышцей работать показывала.
"Идеальное исполнение" же достигается не за один урок, а за счет повторения из урока в урок одних и тех же комбинаций в течении до полугода. И в училище в большинстве своем практикуют тот же подход. Никто не станет тратить время на занятии, на то чтобы ученики сделали 150 батман-тандю крестом, потому что кроме этого движения есть еще 33 других не менее важных. И по этой части урок в училище принципиально не отличается от урока в частной балетной студии. Так же как и в студии преподаватель училища ("профессионал кстати") не может уделять много внимания всем ученикам в группе, которых у него может быть 20-30 человек, против 5-10 в типичной группе "балета для взрослых". Интересно где же отдельный ученик получает удельно больше внимания?
До прыжков на таких уроках дело доходит редко, а если и случается, то это отдельные элементы, которые выполняются в спокойном темпе и редко собираются в полноценный прыжок из группы allegro: педагог задает с оглядкой на возможности группы. Персональные замечания на таких уроках не приняты, потому что люди платят деньги в основном за положительные эмоции, заряд бодрости, за атмосферу балетного класса, но работы над качеством там нет. Кстати, система оплаты обычно устроена как и в фитнес-клубе: абонементы на определенное количество занятий, которые можно посещать согласно расписанию.
Кабинетной писательнице балетных небылиц конечно невдомек, что студия студии рознь. Прыжки - были обязательной частью на всех балетных уроках где я когда либо бывала. От банального сотэ и бриззе-десю, до гранд па де ша и перекидного жете-антреляссе. И не отдельные элементы, а целые связки на уровне артистических классов в театре. Персональные замечания не приняты? Татьяна Владимировна весь класс останавливала и заставляла меня отдельно переделывать, если я не вывортно ставила на приземлении стопы или не правильно координировала руки на прыжках. А что касается, кто за что платит...я лично шла в студию учится. За эмоциями и впечатлениями я обычно летом на море езжу или в кинотеатр на любимый фильм.
новичкам неоткуда узнать и прочувствовать, как работать со своим телом в системе координат классического танца. Дело в том, что даже постановка лицом к станку - это тема для нескольких уроков в первом классе балетной школы. Это целая наука: опустить плечи, собрать лопатки, убрать "хвост" и держать его на протяжении долгого времени, подтянуть бедра, дотянуть колени, соединить пятки, да еще и следить, чтобы при этом не разъехалась позиция ног... Уже на этом этапе от педагога можно услышать десятки замечаний.
О как! С какого перепугу новичкам "неоткуда узнать"? А её любимые студни из гос.академий, "профессионалы" откуда узнают? Точно также - от преподавателя, иначе смысл тогда подобных уроков? Новички в балетных студиях точно так же проходят уроки базового уровня, выделывая упражнения лицом к станку. Через полгода, все уже знают и про лопатки и про стопы, и про хвост и про тянутые коленки. Взрослые далеко не идиоты, как думает наша балетная графоманша.
Далее все в таком же духе - бездоказательные утверждения на основе личных наблюдений из окошка в своей спальне. "Взрослые не могут", "взрослые не знают", "взрослые не умеют". Это просто удивительно - считать взрослых, сознательных и образованных людей беспомощными идиотами, проигрывающими в чем-то картавым малолеткам, которые первые пять лет туго соображают чем они вообще в балетном классе занимаются. Но вполне в духе подобных пуристов.
Я конечно не идеализирую "балет для взрослых". Как я уже сказала, все зависит от конкретной студии и преподавателей. Немалое их количество занимаются откровенной профанацией и коммерцией, и о таких богадельнях я расскажу позже. Но есть школы для любителей, где во главу угла поставлен академизм и профессиональное обучение, где уроки ведут люди, у которых за плечами несколько выпусков в хореографическом училище, и которые не приемлют халтуры даже в случае непрофессионалов. Яркий пример - студия Ильи Кузнецова в Москве. На уроки Ильи, а точнее - их трансляции на ютубе, толпами приходят посмотреть иностранные зрители и неизменно оставляют восхищенные отзывы. Студия проводит ежегодные отчетные концерты, на которых ученики исполняют номера из классических балетов. На прошлом таком концерте к примеру поставили гранд-па из "Пахиты".
И все это делают люди, которые по мнению Кати-всем-балет не могут ножку на сорок пять градусов поднять. Собственно этот пост стал наверное одним из самых популярных в её блоге диванного балетоведа. Большая часть комментирующих в целом высказала мысль что автор предвзято относиться к любителям и ничего не знает о любительском балете и вся её статья по факту - гнусный поклеп. Впрочем большую часть этих комментариев, автор предпочла в упор не заметить и предпочитая вместо этого одобрительно кивать и поддакивать тем из комментаторов которые разделяют её точку зрения "фу-самодеятельность". За любой взгляд хоть маломальски не совпадающий с её собственным, Катя-всем-балет и вовсе предпочитает банить. Впрочем автор свою тактическую ошибку видимо учла и с тех пор про "балет для взрослых" больше ничего не писала. И правильно. Любительский балет - это параллельный мир, которому нет дела до стенаний Цискаридзе, грезящего о возвращении в Большой и клепающего одно за другим пустые интервью, которые он берет сам у себя. Нет нам дела и до его ручной шавки-критикессы Ирины Бартновской, пафосно называющей себя "дьявол на пуантах" и пишушей по заданию Коленьки заказную чернуху на артистов Большого. Нам, любителям, нет дела до того, кто в этом сезоне дебютировал в Мариинском театре в роли Китри из "Дона Кихота де Ламанчи". Нам нет никакого дела до того, кто и с какой оценкой выпустился в этом году в АРБ им Вагановой и мы не читаем статей в La Persone про молодых и перспективных дебютанток. У нас свои мечты, кумиры и стремления. Я в этом мире живу и мне лучше знать, как он устроен, в отличие от всяких Кать-всем-балет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий