Когда занимаешься балетом достаточно серьезно очень важна моральная поддержка педагога. Я бы сказала что это одна из его обязанностей - поддерживать в своих учениках веру в себя и свои силы, не позволяя им увянуть, погаснуть словно свеча на ветру. Ведь если не будет того самого огонька в душе, то все усилия будут напрасны. И вчерашний день был в этом плане весьма показателен.
Я хожу на занятия танцами пять дней в неделю. А иногда и шесть. Я опробовала уже множество школ и педагогов, но по средам я продолжаю посещать уроки у Мигуновой Натальи, к которой я попала в самый первый день. Мне очень нравится её стиль преподавания и как она строит урок. Н.А. классическая балерина, долгое время проработавшая в театре. Она очень эффектная дама, я была невероятно восхищена, увидев её впервые. К сожалению её уроки бывают только два раза в неделю и длятся всего час - больше нельзя из-за неудачного расписания школы, более ориентированной на детские занятия. Поэтому помимо её уроков я посещаю занятия в другой балетной школе.
Те кто в теме, хорошо знают что за час мало что можно успеть, особенно если ты новичок. Оптимальной продолжительностью урока являются полтора-два часа. За это время нужно успеть сделать станок, адажио и аллегро на середине, вращения и прыжки по диагонали и разучить что-нибудь из репертуара. Но за час все успеть нереально. Экзерсиз у станка, который в училище обычно делают за пятнадцать минут, мы делаем минут сорок. Лично я могла бы и быстрее, если бы в нашей группе все были такие же опытные. Вот и приходится бедной Н.А. прибегать к различным ухищрениям, чтобы за час успеть впихнуть нас как можно больше.
Н.А. старается развить в нас зрительную память. Поэтому от урока к уроку она комбинации меняет. Поскольку перед нами она успевает за день "напрыгаться" с детскими группами, вечером у неё нет уже сил что-то показывать самой и все движения она показывает "руками". Ну и по сколько времени у нас с гулькин нос, комбинацию она показывает всегда один раз. И если ты не запомнила или прозевала момент, когда тебе показывали - выкручивайся как хочешь. Поэтому когда Наталья начинает показывать нам следующую комбинацию я сама сосредоточенность. Со временем я усвоила "каноны" по которым строятся все упражнения в классе. так называемый полный, неполный, а также разбитый крест. В простейшем варианте балетное упражнение делается рабочей ногой вперед, затем в сторону, затем назад и снова в сторону. Вперед и назад симметрично совпадают. Так что надо запомнить лишь как делать вперед и в сторону. Далее важно научится распознавать "рисунок", шаблон. Это невероятно но в балете есть своего рода математическая гармония, симметрия. Движения ложатся аккуратно на счет из фраз и тактов, которые делаться на два до восьмой степени. Целая нота делится на две половины, каждая из которых на две четверти, которые в свою очередь на две восьмых. На первую четверть может быть два батман тандю. На третью и четвертую тандю с пассе-партером, на пятую и шестую - переход в плие в четвертую позицию и переход на рабочю ногу. В сторону обычно немного проще. Например четыре тандю и два с курле-пье (нажимом). Главное чередовать ногу вперед и назад на закрытии так чтобы за последним разом она оказалась позади, чтобы можно было выполнить движения назад. Впрочем я не считаю. Я уже давно ориентируюсь по музыке. И если я чувствую что фраза закончилась я начинаю делать движение в сторону.
Очень важно в каком настроении ты пришла на урок. Оно не должно быть ни хорошим, ни плохим. Оно должно быть рабочим. Переступая порог класса надо оставлять за ним все свои жизненные проблемы. Потому что работа на классе требует полной вовлеченности и сосредоточенности. Увы у меня не всегда это получается. Я думала, что посещая класс пять дней в неделю я буду быстрее прогрессировать. Однако это дало побочный эффект в виде выгорания и рассеянности. Порой доходит до того, что я забываю как сделать элементарные вещи вроде пируэта андеор или сотеню. И когда я в середине комбинации сбиваюсь я забываю как сделать правильно движение, Наталья подходит ко мне и язвительно спрашивает, чего это такое интересное я сейчас показывала? Почему это у меня на пике опять кошачья лапа и дикие глаза на флик-фляк? Вы ты же это все учила моя дорогая, пора бы уже знать. И мне становится невероятно обидно. Почему у меня такая плохая память? Почему я такая рассеяная? Почему я столько занимаюсь и хуже всех в классе???
Я очень требовательна к себе и любая досадная мелочь на уроке может мне испортить весь настрой. И вместо того чтобы сосредоточится на следующем упражнении, я начинаю в голове муссировать "ну вот не умею сотеню оказывается делать, опять все перепутала, какая же я дура бездарная". В этот момент Наталья показывает мне как их делать. На какую ногу сесть в плие и в какую сторону выполнить поворот. А я просто уже не соображаю. В итоге ронд де жамб пар тер делаю еще хуже чем жете. К моменту выполнения гранд-батманов я обычно прихожу в себя и начинаю уже делать на совесть. Благо я хорошо развила танцевальный шаг и растяжка позволяет мне высоко и красиво кидать ногу. Но вот корпус проклятый так и гуляет во все стороны. "Плечо!" - кричит мне Н.А. через весь зал и я напрягаю в себе все что можно, включая извилины, стараясь удержаться на ноге, держать квадрат, сводить лопатки, не перекашивать плечи, стоять выворотно... Ну и конечно же попадать в музыку. Сделали по семь в каждую сторону. Сегодня Наталья к нам была милосердна - она даже не заставила нас делать это все подворотами в эккартэ и на полупальцах. Но с меня и так пот градом течет. По нагрузке это как сто прыжков через скакалку.
Взмыленные выходим на середину. На самом деле именно на середине зала и проходит изучение классики. Станок это только зарядка, разминка, чтобы подготовить мышечный аппарат к работе. Я всегда немного нервничаю на середине, особенно когда Н.А. заставляет на делать прыжки и вращения. На аллегро я практически всегда что-нибудь да путаю. Особенно когда педагог задает нам что нибудь в духе "четыре эшапе - четветртая - вторая -четветая - сели - глиссад- -ассамбле - па де буре. Все с другой ноги" И все под четвертый быстрый темп. И начав за здравие запросто могу закончить за упокой, обнаружив что просто не понимаю что делать. Мне щас эшапе прыгать или уже глиссад??? А на какую ногу мне присесть чтобы выполнить па-де-буре влево??? Наталья сидит на стуле, прикрывая лицо ладошкой и тихо смеется над этим позорищем.
Адажио - "удовольствие" иного рода. Новичкам кажется что оно проще, поскольку все движения выполняются медленно и вроде как есть время подумать что ты делаешь . Но как бы не так. Во-первых попробуйте на трясущихся от усталости ногах сохранить устойчивость. особенно когда надо сделать арабеск на полпальцах или девлопе в сторону. Или сделать аттитюд и ренверсе. Во-вторых позы. На третьем году я все таки усвоила правило: "ноги закрыты - руки открыты" и наоборот. И даже научилась переводить руки из первой позиции в третью, из третьей во вторую, из второй в подготовительную. Но вот как переводить руки при зеркальной перемене позы из круазэ в эфассе, слевого эпольмана на правый до сих пор путаю и как следствие слышу от Натальи вопль радости "Алина! руки врешь!!!!" и продолжаю краснеть. "Какие еще руки???" мучительно думаю я пытаясь удержать равновесие.
Люди по разному воспринимают подобные трудности. Кому-то просто весело покривляться на уроке и уйти домой. Не получается аттитюд этот окаянный, выглядишь аки собачка задравшая заднюю лапу на фонарный столб - ну и леший с ним, айда домой к детям и мужу. И пирожкам. Главное - настроение хорошее. Но не у меня. Я настроена серьезно. Мне нужны результаты. А их нет. Третий год подряд все те же проблемы. Или мне так кажется?
И вот вчера после очередного сумбурно пролетевшего урока я подошла к своему преподавателю и сказала что я уже в отчаянии. Мне кажется что у меня просто нет способностей и я просто не в состоянии усваивать более-менее сложный материал. Н.А. посмотрела на меня удивленными глазами и сказала мне что это не так. Совсем не так. Что я достаточно быстро учусь, многое у меня очень хорошо получается, а зрительная память со временем наработается. "И вообще, ты у меня звезда!", добавила она в конце ласково погладив меня по волосам. После чего покинула зал, оставив меня одну. Вытирать кому-то слезы и сопли не в её правилах.
"Ты у меня звезда...". Я не знаю всем ли она это говорит, или только я одна удостоилась её. Но после этого короткого разговора мне стало немного легче. Я воспрянула духом и домой я возвращалась уже не в таком убитом настроении. Все-таки важно, чтобы преподаватель умел замечать настоящее рвение и заинтересованность у своих учеников и поддерживал в них этот огонь. Нельзя только критиковать и ругать за ошибки. Иногда надо и похвалить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий